«Настоящих буйных мало…»

"Культура"

Раз в два года летом, когда театральная жизнь повсеместно затихает, Москва становится театральной столицей мира, собирая на Чеховский фестиваль театры самых разных жанров из самых разных стран. Размах фестиваля впечатляет, в его афише фигурируют известные имена, представлены театральные культуры стран и континентов. Надо отдать должное замечательному театральному деятелю Валерию Ивановичу Шадрину, главному идеологу фестиваля: его программа была составлена таким образом, что оказалась интересной не только театральным специалистам, но и широкому кругу зрителей.

 

 200 тысяч человек посмотрели спектакли Чеховского фестиваля. И это замечательно! Прошли времена, когда мы жили в полнейшей изоляции и каждые гастроли зарубежного театра воспринимали как открытие. Мы стали ездить по миру, многие наши театры гастролируют и участвуют в международных театральных фестивалях, больше режиссеров ставят за рубежом. Все это дает понимание процессов, происходящих в мировом театре, которое необходимо для того, чтобы осознать свое место, определиться в своем движении.

 

Мне кажется, что сегодня преобладают две тенденции. С одной стороны, это, условно говоря, театр эксперимента — театр, работающий для фестивалей, театр высоких технологий, высочайшей культуры сцены и высочайшей актерской техники. С другой стороны, это театр для зрителей, рассказывающий обыкновенные человеческие истории, — к сожалению, сегодня он находится на весьма среднем уровне. По какому пути идет наш театр? Мне думается, мы находимся посередине, между двумя линиями, которые неизвестно когда сойдутся. У нас нет таких технических возможностей, которыми располагает сегодня западный театр, когда вопрос, как это сделано — прежде всего технически сделано, — становится главным. В этом театре, похожем больше на кино, причем на современное кино, где главный элемент — компьютерная графика, ты восторгаешься артистом, который виртуозно попадает в кадр, становится частью изображения и остается абсолютно органичным в этом странном симбиозе театра и технологий. Мы пытаемся освоить такой театр, но мне думается, что успехов достигли здесь пока небольших, а потери уже понесли серьезные. Простите меня, но я повторю мысль, которую уже не раз высказывал: мы активно теряем свою актерскую школу — потребность в артисте-технаре вытеснила потребность в артисте-личности, умеющем то, что раньше называлось «жизнью человеческого духа». О кризисном состоянии отечественного театрального искусства в голос говорят и продвинутые западники, и консерваторы. Я лично думаю, что, во-первых, слухи о смерти театра в России сильно преувеличены. А во-вторых, существование между двумя параллелями не может быть долгим, надо прочерчивать свою линию развития театра.

 

Многие критики свои отсчеты в искусстве ведут, исключительно переезжая с одного фестиваля на другой, пренебрегая неспешной внутренней работой театра, но, я уверен, верные ориентиры можно обрести, анализируя именно эту ежедневную постоянную внутритеатральную работу.

 

Сразу хочу сказать, что я не за консерватизм в искусстве, я не призываю превратить театры в музеи.

 

Напротив, я за смелость и дерзость эксперимента, но собственного, на своей почве. Был ли Юрий Петрович Любимов, наш сегодняшний патриарх театра, отмечающий свой 90-летний юбилей, экспериментатором? Конечно, был. Он развесил в фойе портреты русских театральных гениев: Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, но стал лидером своего театрального направления и потому имел признание во всем мире. Мне кажется, что сегодня нашему театру не хватает как раз смелости и, как ни странно, свободы. Даже поколение молодых талантливых режиссеров, я убежден, работает с оглядкой: кто — на ведущих артистов, чтобы понравиться им, кто — на критиков, чтобы войти в фавориты рейтингов, кто — на директоров фестивалей, чтобы участвовать в международных проектах. И потому сегодняшнее время не выдвинуло новых театральных лидеров, на память невольно приходят слова из песни Высоцкого: «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков». Театру нужны «вожаки», но они не получаются из прагматиков, нужны романтики, которые верят в свою мечту и верят в себя. Таким дерзким театральным романтиком был Олег Николаевич Ефремов — миссионер и реформатор, который уверенно строил свой театр, ошибался, но продолжал бороться за свою идею художественного театра. 1 октября ему исполнилось бы 80 лет — это еще одна дата, которая навела меня на все эти размышления. Вновь хочу уточнить: вспоминая прошлое нашего театра, я не пытаюсь найти в этом, даже самом великом прошлом выходы для настоящего. Искать пути развития нашего театра надо сейчас и здесь, в России.

 

Но не в изоляции. Надо понимать, что происходит в мировом театральном процессе, только тогда можно найти в нем свое законное место. И я очень рад, что в свое время СТД РФ сохранил Международные центры, которые вводят театры России (все театры, а не только столичные) в мировое театральное пространство. Центры собирают всю информацию о международных театральных фестивалях, конгрессах, разного рода форумах, театральных школах и т.д. Это важно, но не менее важно, чтобы и мир узнал, как живет российский театр. Усилиями Международного информационного центра СТД РФ работает двуязычный портал, оповещающий и обо всех российских фестивалях, и обо всех международных программах. Кроме того, центр выпускает электронное издание на английском языке, которое рассказывает о важнейших событиях театральной жизни России. Как мне рассказали, очень много людей в самых разных странах мира читают выпуски этого издания. Кроме того, благодаря деятельности центров мы не потеряли право официально представлять театр России в мире. Участие в Пражской квадриеннале, где впервые за 30 лет мы получили главный приз, «Золотую Тригу», обеспечило членство России в Международной организации сценографов, техников и театральных архитекторов (ОИСТАТ). Это большая победа, с которой мне хочется поздравить все наше театральное сообщество. «Золотая Трига» — это три лошади и колесница с ангелом, который держит в одной руке венок, в другой поводья, — возвышается в моем кабинете как знак того, что и сегодня отечественные сценографы не только могут конкурировать с зарубежными коллегами, но и быть первыми. Участие Российского центра в Международной ассоциации любительских театров (АИТА) позволило делегации Союза театральных деятелей России на ее XXVIII конгрессе, прошедшем в начале августа в Южной Корее, в Сеуле, добиться права на проведение юбилейного Х Всемирного фестиваля детских театров в Москве. Решение участников конгресса было единогласным. Эту информацию мы, люди театра, приняли, наверное, с неменьшим ликованием, чем вся страна — известие о том, что в Сочи будет проходить зимняя Олимпиада в 2014 году. X Всемирный фестиваль детских театров «Дети играют для детей» пройдет в Москве в июле 2008 года. Заявки на участие в нем уже поступили из Колумбии, Латвии, Индии, Эстонии, Венесуэлы, Италии, Чехии, Словении, Зимбабве, Великобритании, США, Бангладеш и других стран. В структуре союза работают еще два центра: Международный союз деятелей театра кукол (УНИМА) и Международная ассоциация театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ).

 

Мы действительно одержали две серьезные победы, которыми можем гордиться. Так что, друзья, не все так плохо в нашем родном Отечестве. Начался новый театральный сезон, будем работать.

 

 

Александр Калягин поздравил с Днем рождения народного артиста РФ, театрального режиссера, педагога Бориса Морозова.

20 ноября юбилейный День рождения отмечает народный артист РФ, театральный режиссер, педагог Борис Морозов.

#Et Cetera
#Новости

Прием эскизов костюмов спектакля "Старосветские помещики" по повести Н.Гоголя

Сценограф, художник София Кобозева представила руководству "Et Cetera" эскизы костюмов спектакля "Старосветские помещики".

#Et Cetera
#Новости

"Город Калягинск. Музыкальное путешествие вокруг света".

9 декабря в театре "Et Cetera" состоится арт-проект "ГОРОД КАЛЯГИНСК".

#Et Cetera
#Новости