Доклад Александра Калягина на открытии Всероссийского театрального форума "Театр: время перемен"

Дорогие друзья!

Я рад приветствовать вас в Сочи, красивом обновленном Олимпийском Сочи. Наверное, многие из вас после Олимпиады здесь не были, и я рад, что мы предоставили вам такую возможность посмотреть все эти чудеса, которые видели мы все только по телевизору. Все важные события происходят именно здесь. Есть Москва, есть Петербург - наша северная столица, и есть Сочи – наша южная столица. А еще мы хотим похвастаться своим отремонтированным санаторием «Актер», вы уже увидели, как все обновилось, и ведь правда, мы можем по праву гордиться такой здравницей. Я уверен, что нам будет удобно и комфортно здесь работать. 

В 1999 году впервые мы провели Всероссийский форум «Театр: время перемен». Тогда действительно наступило время перемен, и отечественному театру предстояло в срочном порядке вырабатывать свою стратегию выживания, или выражусь более мягко - стратегию развития в новых условиях. С тех пор прошло много лет, а необходимость в наших форумах, никуда не исчезла. И всякий раз, собираясь вместе, мы ищем выходы и пути адаптации все к новым и новым переменам. 

Мне вообще кажется, что последние два десятилетия театральные деятели страны находятся в состоянии непрерывной борьбы — то мы отстаивали для себя приемлемую форму существования в автономных учреждениях, то боролись против глупых законов, ограничивающих свободу жизнедеятельности театров, то выступали против оптимизации, ну и т.д. И надо сказать, что делали это мы успешно. Не всегда победы были полными, но все-таки каких-то весомых результатов мы в итоге добивались. Конечно, очень важно, что театральные деятели выступали единым фронтом, от имени всего объединения. Голос многотысячного и мощного, дееспособного театрального Союза нельзя было не услышать, как нельзя было и пренебречь его позицией.   Все вроде не так плохо. Мы добиваемся каких-то важных решений на государственном уровне, и, казалось бы, что еще надо. 

Вот сейчас принят важнейший документ «Основы государственной культурной политики». По сути – это Конституция культуры! Если ей следовать, то все будет в порядке. 

Я помню, как серьезно шла над ней работа, а возглавлял ее Глава Администрации Президента Сергей Борисович Иванов. Мы в рабочей группе обсудили несколько вариантов Основ, пока не пришли к согласию. Президент России Основы утвердил. Но Владимир Владимирович Путин знает свою страну, знает как неповоротлив чиновничий аппарат — на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре он предупредил, цитирую: «Подготовка текста Основ – это важный, но пока первый шаг… Важно теперь не закопаться в бумагах. А то Основа, Стратегия – и будем с вами вечно писать и писать… Нужно работать, реально в жизнь все это воплощать». 

И как всегда он оказался прав. И я вынужден ответственно заявить: практически ничего не выполняется.   

Первое. В выступлении Президента прямо говорилось о необходимости, я снова цитирую: «создания надведомственной, координирующей структуры, способной организовать всю дальнейшую работу по реализации Основ государственной культурной политики». Но это не было сделано. 

Второе. Не был создан и Российский фонд культурного развития, хотя и это зафиксировано в Основах. 

Третье. Еще один важный момент — в Основах государственной культурной политики прописано: «делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам». Но и это пока тоже только фраза, за которой не последовало ни одного действия.   

Я думаю, если бы профессиональное театральное сообщество само определяло критерии, по которым следует судить художественное творчество, само его оценивало, то есть само несло ответственность за все, что происходит на сцене, то реже возникали театральные провокации. Не было бы этого стремления к эпатажу, не было бы желания скандала. И свиные головы на пороге у театров, и лжепатриоты с лозунгами, и агрессивные либералы от искусства — все это стало возможным из-за отсутствия четкого понимания, какой реальной идее служит театр. А это понимание может возникнуть только внутри театра. И только сам театр может определить границы дозволенного. Что хорошо, а что плохо - я уверен, должно решать театральное сообщество, но это вовсе не означает, что театр должен перестать быть делом государства, его заботой. 

Десять лет назад я написал статью к 250-летию учреждения государственного театра в России, позволю себе процитировать: «Я задаю себе вопрос: почему 250 лет назад Елизавете Петровне понадобился указ о создании профессионального театра в России? Почему был нужен театр? Вовсе не для просвещения своих граждан и даже не для услаждения своих придворных, а для того чтобы через театр проводить свои собственные монархические идеи. Условно говоря, указ 1756 года можно рассматривать как своего рода национальный проект, имеющий свои государственные цели. 

Точно так же большевики знали, зачем им театр. Программа «Театральный Октябрь» была выдвинута после октября 1917-го, ее авторы, левые художники во главе с Вс. Э. Мейерхольдом, считали, что сцена должна стать политической трибуной, средством пропаганды революционной борьбы, и советские партийные лидеры, поддерживающие государственные театры, тоже использовали театр для своих идеологических целей. 

А зачем нужен театр современной России? Говорю честно: не знаю». 

Должен вам признаться, что и теперь, спустя десять лет, я не знаю, зачем России нужен театр? 

С одной стороны, это хорошо, значит театр волен делать все, что захочет. Но с другой стороны, традиционно театр в России — это «трибуна», это «кафедра», а такую роль он играет, если в действительности является делом государства. 

Может показаться, что я противоречу сам себе. С одной стороны, я утверждаю: управлять театром должно само театральное сообщество. А с другой стороны, настаиваю на том, чтобы государство признало особенное предназначение театра в обществе. На самом деле это противоречие только кажущееся – театру нужна свобода творчества, но не менее этого, театру необходимо осознание своей важной государственной миссии. Только когда соблюдены эти два условия, театр выходит за пределы сферы досуга, выходит из зоны простого развлечения для населения. И тогда театр действительно становится, как говорил Станиславский, «учителем общества», воспитывает народ свободно мыслить, быть ответственным за судьбу своей страны, а это в итоге означает, что театр работает на государственную стратегию развития. 

Парадоксальность сегодняшней ситуации состоит в том, что тот театр, те спектакли, которые вызывают наибольший резонанс, вызывают праведный гнев у одной части общества, а у другой — восторг, являются по сути детскими дразнилками. Товстоноговский спектакль «Мещане» был действительно взрывоопасным, социально взрывоопасным, а нынешние скандальные спектакли, которые порождают столько споров, обсуждений в СМИ и на телевидении, на самом деле — это всего лишь неумелые попытки инфантильных детей играть во взрослые игры. Ни одного попадания в болевые точки, ни одного серьезного диалога о больных вопросах со зрителем. И я думаю, что сегодня это главная проблема театра — мы перестали говорить со зрителями о том, что их по-настоящему волнует, мы им показываем картинки, которые всего лишь одних раздражают, а других — нет. И я боюсь, часто мы попросту не знаем, что сегодня волнует общество. Мы знаем, что хочет театральный менеджер, что может понравиться, так называемому, прогрессивному театральному критику, и что не понравится стороннику классического театра, мы можем даже вычислить, какой спектакль получит театральную премию, но мы не знаем, что ждет от нас зритель. Эта серьезная проблема! 

Нужны новые идеи, действительно новые, а не такие, чья новизна заключается исключительно в том, чтобы поиздеваться над старыми.   

Когда я готовился к этому выступлению, у меня не было в плане говорить на эту тему, но для меня, пожалуй, размышления о роли театра в обществе, и есть самые трудные и самые важные. И это потому, что я сам руковожу театром. 

Сегодня будет поднята тема: «Художник и государство: формы и принципы взаимодействия на современном этапе развития общества». Докладчик - известный исследователь театра, ученый, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин. Мы все с интересом его послушаем, и я надеюсь, что завтра, когда мы встретимся с вами, разговор будет продолжен. Мне важно, что думаете по этому поводу вы. 

Дорогие мои! Я хотел бы обсудить еще один важнейший документ - Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. 

До истечения срока действия Концепции остается четыре с половиной года и понятно, что скоро станет необходимым разработать аналогичный документ уже на период с 2021 года. Действующая Концепция создавалась Союзом театральных деятелей Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации в 2008 – 2010 годах, когда наша страна находилась в полосе экономических кризисов. Поэтому в Концепции заложены меры защиты театрального искусства от стагнации и потерь, и к сожалению, сегодня необходимость в этих мерах вновь становится актуальной. Сегодня наша страна переживает не лучшие времена, это и санкции, и сложности экономического характера, а потому мы должны быть, что называется, на страже. 

Мы не должны допустить сокращения количества театров в стране, мы не можем потерять театральные здания, а ведь и такое тоже может случится - вдруг кому-то приглянется красивый старинный особняк в центре города. 

Вот только что я получил письмо из Ростова — помещение театра кукол им. В.С. Былкова передается в распоряжение Епархии в Ростове -на - Дону только потому, что когда-то на этом месте была церковь. Весь город против такого решения, потому что детям нужен театр, он единственный, а церквей в городе много. Причем против выступили действительно абсолютно все, в том числе и верующие люди, и прихожане церкви. Но уже есть постановление, согласно которому театр переселяется куда-то далеко в неприспособленное для театральной деятельности здание. При всем моем уважении к церкви — это неправильно, это не способствует единению, а служит расколу, что в принципе не должна, не может допустить церковь. 

Дальше. Мы должны сделать все, что чтобы театральные здания, нуждающиеся в срочном капитальном ремонте, были отремонтированы.   

Наконец, мы должны сохранить театральные кадры, сохранить опытных квалифицированных руководителей и других специалистов театров. И вот тут есть один важный момент. Союзу театральных деятелей часто приходится разрулировать конфликтные ситуации, например, довольно часто по неизвестным причинам вдруг увольняют опытного руководителя театра. При том, что весь коллектив театра выступает против такого решения, но местное министерство культуры никого не слушая, настаивает на своем, пользуясь своей неограниченной властью. Этот театр обращается к нам в СТД с просьбой помочь, а мы обращаемся к губернатору с просьбой разобраться в ситуации, пробуем вразумить местного министра культуры, таким образом, пытаясь из Москвы повлиять на ситуацию. Естественно, прежде, чем начинать что-либо предпринимать, мы связываемся с нашим региональным отделением, чтобы правильно оценить ситуацию. И здесь снова вспоминаешь про этот заветный пункт из Основ государственной культурной политики про принцип «делегирования государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам». Я совершенно не настаиваю на том, чтобы региональное отделение Союза театральных деятелей самостоятельно принимало кадровые решения, но хотя бы посоветоваться можно. Необходимо! 

Помните знаменитое - «кадры решают все» - и это действительно, правда. Но кто занимается всерьез кадровой политикой в области театра в целом по стране? К сожалению, уверен — никто. Департаменты культуры или региональные министерства культуры занимаются соответственно театрами своего города или региона, но всеми театрами как единой системой, организованной по принципу сообщающихся сосудов, никто не управляет. Невозможно заниматься кадрами, не зная расстановку сил по всем театрам страны. Не видя перед собой всей шахматной доски, нельзя сделать правильный ход, нельзя защитить короля, не зная, сколько у тебя осталось фигур. И поэтому талантливые молодые режиссеры используются театрами только как постановщики разовых спектаклей, а они могли бы где-то возглавить театр, стать очередным режиссером, и я уверен, что где-то есть в этом острейшая необходимость. 

Но кто-то элементарно должен знать, что они есть эти режиссеры, знать их имена. И снова этим кем-то может выступить и Союз театральных деятелей России, который знает расклад сил по стране, и Гильдия режиссеров при СТД РФ, то есть те же общественные институты. 

И еще важный момент, на котором стоит остановиться. Региональные органы культуры не подчиняются Минкультуры России, но я считаю, не нарушая установленное законодательством разграничение полномочий, необходимо закрепить, причем даже законодательно, порядок, при котором региональные органы культуры не могли бы принимать решения без учета мнения Министерства культуры Российской Федерации. И особенно при решении таких важных вопросов, как создание, ликвидация или реорганизация путем объединения театров, и, конечно же, вопросы назначения и увольнения художественных руководителей и директоров театров.

Еще на чем я бы настаивал: Министерство культуры Российской Федерации должно установить единые принципы финансирования и единые показатели государственного задания для всех государственных театров. 

Я сейчас попрошу показать вам один слайд. Все знают эту знаменитую формулу Альберта Эйнштейна. Она проста и понятна, и в этом ее величие. 

А вот еще одна формула, ее придумали современные наши экономисты, честно говоря, она просто пугает своим видом, но главное, что за этой псевдонаучностью и сложностью скрывается пресловутая оптимизация, то есть банальное сокращение бюджета.   

Я еще раз хочу от имени участников Форума обратиться к Министерству культуры и Министерству финансов принять выработанные Союзом театральных деятелей простые и ясные принципы финансирования театров.   

Мы предлагаем простую формулу, которая понятна даже школьнику, не просто школьнику, а даже школьнику – будущему артисту, который с детства ненавидит математику. 

Объем финансирования на следующий год вычисляется простым способом: складывают объемы финансирования за три предыдущие годы, полученная сумма делится на три, а затем умножается на коэффициент инфляции. И все, не надо учиться в Высшей школе экономики.   

Может кто-то из вас помнит, что по итогам встречи Председателя Правительства Российской Федерации с деятелями театра и кино в 2011 году было поручено органам исполнительной власти проработать вопросы служебного жилья для сотрудников театров, но насколько мне известно, эта проблема до сих пор не решена во многих городах, и зачастую по этой причине театры не могут приглашать ни артистов, ни режиссеров, ни других специалистов. Должен сказать, что эту проблему московское правительство стало постепенно решать и уже не так страшно брать на работу не москвичей. И кроме того, теперь появился дополнительный мотив держаться за театр - если ты уходишь, то лишаешься и служебной квартиры. Мы должны обратиться к руководству каждого региона, чтобы эта проблема была решена. 
Я присутствую, будучи членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, на всех заседаниях, и пользуюсь возможностью выступать от имени нашего театрального сообщества. Вносить предложения, рассказывать о наших проблемах, решать главные вопросы, от которых зависит развитие отечественной театральной культуры. На последнем заседании, в частности, я обратился к В.В. Путину с просьбой решить проблему со званиями. 

Сегодня деятели театра ждут десятилетиями почетного звания, словно дается оно за выслугу лет, а не за талант и мастерство. Иногда артисты уходят из жизни, так и ничего не дождавшись. 

Вот только один пример, хотя таких примеров много по всей России. В Свердловской области работают 36 (!) театров. За прошедшие 5 лет, с 2011 года, в Комиссию по государственным наградам направлены несколько десятков кандидатов для присвоения им почетных званий: заслуженных и народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных работников культуры. И только два человека, из десятков кандидатов(!), повторяю, только два человека, получили почетные звания. И я доподлинно знаю, что так происходит повсеместно. 

Но как говорится: свято место пусто не бывает. Не признаете нас, - решили в регионах, - тогда мы будем учреждать собственные звания и награды. И понеслось! Уже есть заслуженный деятель культуры Омской области, заслуженный деятель искусств Кубани и много другого. В принципе, почему бы нет? Но меня настораживает, что это не только снижение уровня признания, но в этой тенденции я вижу и угрозу обособления регионов, распада на отдельные «княжества», живущих по своим законам. 

Это неправильно, я бы даже сказал, абсурдно. 

Я об этом писал не только письма, но и выступил со статьей в журнале «Театрал». Мне кажется, наши обращения не остались без ответа. Уже 17 мая Министерство культуры собирает заседание коллегии, на котором будет обсуждаться эта проблема, и я надеюсь, дело будет сдвинуто с мертвой точки. 
Вам известно, что мы выступили с инициативой объявить Год театра. И сразу закономерный вопрос скептика: «А что это нам даст?» Денег? Вряд ли. Дай Бог, чтобы финансирование сохранилось в прежнем объеме. Будем выпускать больше спектаклей? Нет, конечно. Появятся новые имена талантливых режиссеров и артистов? Уверен, что вероятность их появления совершенно не зависит оттого, это Год театра или Год астрономии. Тогда, что мы ждем? 

Я вам хочу сказать: мы не должны ждать программы Года театра, которую нас спустят сверху, мы сами должны ее составить. Думаю, что 2018 год будет объявлен Годом театра. 

Я получил письмо от Советника Президента РФ Владимира Ильича Толстого, в котором он просит нас «подготовить конкретные предложения по программе возможных мероприятий Года театра , а также по участию Союза и его региональных отделений в их осуществлении». Мне кажется, что мы все должны подойти к этому серьезно, и должны подготовить масштабную программу проведения Года театра. Я призываю вас всех, не откладывая в долгих ящик, уже сейчас начинать думать о том, как мы хотим провести Год театра. Я понимаю, что каждый уже готов предоставить список проблем, которые хотелось бы решить в Год театра. Это тоже важно, и мы будем стараться добиться решения многих своих проблем, но я считаю, что мы не должны выглядеть в Год театра попрошайками, которые хотят воспользоваться ситуацией и урвать побольше. Мы должны суметь продемонстрировать, что российский театр продолжает быть важнейшей и необходимой частью жизни общества.   

Пожалуй, это все, что я хотел вам сказать. Завтра мы продолжим наше общение, и у нас будет возможность задать друг вопросы и попытаться сообща найти на них ответы. 

И последнее. Я должен выполнить просьбу и с этой трибуны обратиться к председателю городского собрания Сочи, администрации города и мэру города Сочи — помогите молодому театральному коллективу, театру-студии «Каскад», под руководством Александра Владимировича Лухина стать муниципальным театром. Профессионального драматического театра в Сочи нет, и как знать, может быть из этого театра получится хороший профессиональный театр. А если получится, и родится новый театр, в который будут ходить зрители, то уже хотя бы поэтому можно считать, что мы собрались здесь сегодня не зря.

Сюжет телеканала "Культура" с предпремьерного показа спектакля "Любовная досада".

Предлагаем вашему вниманию сюжет телеканала "Культура" с предпремьерного показа спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера в постановке Григория Дитятковского.

#Et Cetera
#Пресса
#Интервью
#Новости

Поздравление Александра Калягина с Международным днем театра.

Александр Калягин поздравил зрителей с Международным днем театра.

#Et Cetera
#Прямая речь
#Новости

Александр Калягин о трагедии в "Крокус Сити Холле" и отмене показов премьерного спектакля в театре "Et Cetera".

ТАСС: Александр Калягин о трагедии в "Крокус Сити Холле" и отмене показов премьерного спектакля "Любовная досада" в театре "Et Cetera".

#Et Cetera
#Пресса
#Интервью
#Прямая речь
#Новости