Урок китайского

"Театрал"

Недавно мы были с ответным визитом в Китае. Мы — это небольшая делегация Союза театральных деятелей России. Программа была настолько насыщенной, что в конце поездки я даже взмолился и попросил дать нам тридцать минут, чтобы купить сувениры.

 

Первый город, где мы побывали, был Шанхай. Признаюсь, я был ошарашен: небоскребы, которых не встретить в Нью-Йорке и национальная архитектура старого Шанхая. В Китае поражает это абсолютно органичное сосуществование сегодняшних изобретений цивилизации и памятников традиционной национальной культуры. В Пекине на огромной площади Тяньаньмень над мавзолеем по-прежнему высится огромный портрет Мао, а рядом соседствует Запретный город. И ты входишь во Врата Небесного Спокойствия, и время смещается — ты оказываешься в пространстве «Поднебесной империи». Ощущение, что попал в ирреальный мир, словно ходишь по кино павильону, в котором снимался великий фильм Бертолуччи «Последний император». Выходишь из этого фантастического мира, и снова на тебя обрушивается современный город с шестиярусными дорогами, огромными площадями и масштабными проспектами.

 

 А с другой стороны площади Тяньаньмень Мень возвышается огромное здание, похожее на стеклянное яйцо, которое светится на солнце. И это невероятное архитектурное чудо – театр! Говорю честно, просто завидно: такое уникальное здание отдано Национальному театру Китая, в нем три огромных зала: оперный театр, рассчитанный на 2,5 тысячи зрителей, концертный зал - на 2 тысячи и зал на тысячу зрителей.

 

За пять дней мы побывали в трех китайских городах: Шанхае, Пекине и в Сучжоу, где в это время проходил театральный фестиваль. Как объяснили китайские коллеги, этот фестиваль является аналогом нашего фестиваля «Золотая Маска». В театральном искусстве Китая мы наблюдали тот же поразительный феномен параллельного «мирного» сосуществования традиционного и современного.

 

Мы послушали Пекинскую оперу, завораживающую красотой театрального ритуала, который сохраняется уже несколько веков. А на следующий день посмотрели спектакль по пьесе «Клоп» Владимира Маяковского — современную динамичную постановку европейского уровня. Маяковского играли как Брехта. Звучали зонги в потрясающем исполнении китайских артистов, их молодая энергия была настолько заразительной, что зал активно включался в действие, участвуя в дискуссии, которую предложил театр.

 

На спектакль «Клоп» мы пришли после встречи с классиком китайского театра господином Сюй Сяо Джуном, который с 1955 по 1960 гг. учился в ГИТИСе у Ю.А. Завадского. Это был знаменитый международный курс, который закончили известные деятели разных стран, в том числе легендарный польский режиссер Ежи Гротовски. Сюй Сяо Джун пошел с нами на этот экспериментальный спектакль, и меня потрясло, с каким почтением и искренним уважением молодые артисты приветствовали Сюй Сяо Джуна, как они были счастливы, что мэтр согласился с ними фотографироваться, что пришел посмотреть их работу. В Китае по-прежнему сохраняется традиция почтения к старшему поколению. Мы это наблюдали и на многочисленных встречах с китайскими театральными деятелями и увидели в музее Народного театра. Огромный театральный музей, в котором с любовью представлены артисты всех поколений. Богатейшие экспозиции музея рассказывали не только историю главного театра страны, но и историю культурных связей двух стран: России и Китая. С фотографий на нас смотрели герои пьес Чехова, Горького, Погодина, Шатрова...

 

Я подумал, как замечательно, что наш театральный Союз сейчас возрождает эти связи. Все переговоры, которые мы провели с театральными деятелями Китая, дают уверенность, что такие перспективы уже наметились.

 

В Китае мы посетили несколько китайских театров, нам даже разрешили побывать на некоторых репетициях. Нам довелось понаблюдать, как репетируют артисты, работающие над китайским отечественным мюзиклом. Оказалось, что и в Китае этот жанр пробивает себе дорогу. В Народном театре, где нас тоже пригласили на репетицию, войдя в зал, мы к своему удивлению, столкнулись с Владимиром Петровым, который работал с китайскими артистами над спектаклем «Шестеро персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло. А до этого с восторгом рассказывали нам о работе Адольфа Шапиро, который ставил здесь «Дядю Ваню». Конечно, мы не смогли скрыть чувства гордости – китайские артисты были счастливы работать с таким большим режиссером, Шапиро здесь стал своего рода легендой. Китайцы готовы и открыты к творческому общению, и при этом, они гордятся величием своей древней культуры.

 

Китай преподал нам несколько уроков, и главный урок был о том, что вперед можно двигаться только по дороге памяти — забвение ведет в никуда.

Источник: http://www.teatral-online.ru/news/11442/

Александр Калягин поздравил с Днем рождения народного артиста РФ, театрального режиссера, педагога Бориса Морозова.

20 ноября юбилейный День рождения отмечает народный артист РФ, театральный режиссер, педагог Борис Морозов.

#Et Cetera
#Новости

Прием эскизов костюмов спектакля "Старосветские помещики" по повести Н.Гоголя

Сценограф, художник София Кобозева представила руководству "Et Cetera" эскизы костюмов спектакля "Старосветские помещики".

#Et Cetera
#Новости

"Город Калягинск. Музыкальное путешествие вокруг света".

9 декабря в театре "Et Cetera" состоится арт-проект "ГОРОД КАЛЯГИНСК".

#Et Cetera
#Новости