Выступление Александра Калягина на открытии Уральского театрального форума

Дорогие друзья!

Я должен вам признаться: перед каждым форумом меня мучают сомнения. Мои близкие товарищи, которые работают со мной в Союзе театральных деятелей, знают об этих сомнениях. Потому что мы выступаем, горячо спорим, пишем свои обращения в высокие инстанции,  а результат иногда практически нулевой. И иногда приходишь в уныние от тщетности наших усилий. Но, что поднимает настроение, что вселяет оптимизм и по-настоящему радует — это образовательные программы каждого форума. В Челябинск приехали замечательные педагоги, мастера своего дела, которые будут учить вас разным театральным профессиям, сюда  даже приедут итальянские педагоги, чтобы учить основам театра комедии дель арте. Значит, все уже не бесполезно.

Почему у меня появилось такое размышление, вы поймете чуть позже.  И эти размышления связаны с тем, что сегодня этот форум необходим как никогда.

Но, прежде чем начать разговор, я хотел бы поблагодарить Губернатора Челябинской области Бориса Александровича Дубровского, заместителя Губернатора Челябинской области Вадима Михайловича Евдокимова, хочу поблагодарить и Министра культуры Алексея Валерьевича Бетехтина, его первого заместителя  Григория Владимировича Цукермана, Председателя нашего регионального отделения Александра Сергеевича Романова  Без вашей поддержки, без вашей серьезной помощи у нас ничего бы не получилось.  Спасибо вам большое!

 Уральский  регион - один из самых больших регионов страны. Здесь  работает 65 театров. Театры вовлечены в театральную жизнь России, участвуют в фестивалях получают награды, в том числе, здесь много лауреатов главной  премии России «Золотая Маска». Это все хорошо.

 Но, что плохо. Очень мало театров для детей. В Ямало-Ненецком округе нет вообще, в Курганской области всего лишь один. Если мы говорим о Родине, о патриотизме, о том, кто придет после нас, то важно понимать, что только образованные люди могут поднять страну. Вы сами видите, что такое малокультурный человек в политике, в других областях. А детские театры – это то самое место, где начинается формирование гражданина.

Конечно, в каждом субъекте округа существует региональная программа поддержки и развития культуры. Но при этом нигде не выполнены в полной мере Указы Президента РФ. Соотношение среднемесячной заработной платы работников театров к среднемесячной заработной плате нигде не доведено до 100 процентов.

В Курганской области — 64,6, в Свердловской — 81,7 ( это самый высокий показатель, но все равно не 100 процентов), Челябинская область - 60,3, Тюменская — 69,5, Ханта-Мансийский округ -69,8, Ямало-Ненецкий округ -66,4.

К сожалению, почти везде плохое материальное состояние театров.  Даже в относительно благополучных регионах расходы на финансирование театров покрывают лишь затраты на коммунальные расходы и оплату труда, и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в строительство, реконструкцию и материально- техническое оснащение учреждений культуры.

Неплохо в этом отношении обстоят дела, пожалуй, только в Тюменской области. Так, Тюменский драматический театр работает в новом здании. Завершена реконструкция Тобольского драматического театра.

В Свердловской области не так давно завершены реконструкции Нижнетагильского драматического театра им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, а также Театра юного зрителя в Екатеринбурге.

Однако это, буквально, единичные примеры. В основном, все театры нуждаются в ремонте или реконструкции, так как работают в старых или даже приспособленных под театры  зданиях.

Я много езжу по регионам, и когда выступаю, всегда говорю, что театр – это показатель культурной жизни региона. И только от властей зависит, будут ли там семечки грызть или приходить в вечерних платьях.

В настоящее время театрам не выделяются бюджетные средства на постановку новый спектаклей. Бюджетное финансирование предполагает только покрытие расходов на оплату коммунальных услуг и заработную плату (и то частично). А как  ставить спектакли, на какие деньги? Никто про это не думает. Нужно выпускать премьеры, и не одну, две, а несколько, особенно в небольших городах, а за счет чего? Повысить цены на билеты? Но, понятно, что этого категорически нельзя делать.

И это ситуация повсеместная, а не только в Уральском регионе. Я все время думаю, кто может эту ситуацию изменить? Ответа не знаю. Признаюсь,  прихожу к печальному выводу: никто. Пока культура финансируется по остаточному принципу, пока не определен статус культуры, ничего не изменится. Мы будем так и жить в зоне постоянного риска. И вот, пожалуйста, нам  предлагают очередной законопроект, который, если будет принят,  создаст и вовсе невыносимые условия для жизни. 

 Министерство финансирования предложило проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Если он будет принят, это создаст невыносимые условия для существования театра.

Я попытаюсь в нескольких словах об этом сказать. Сегодня здесь с нами Валентина Юрьевна Музычук, генеральный директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин, Директор Вахтанговского театра Кирилл Игоревич Крок, завтра будет круглый стол, модератором которого является Михаил Ефимович Швыдкой. Они подробно об этом расскажут, обо всем вас расспросят. И надо будет сформулировать Решение форума по этому вопросу. Оно необходимо нам как никогда. Предваряя этот разговор, должен сказать, что мы не сидим сложа руки. Было совещание и в Администрации Президента, и в Госдуме. Нас поддержали везде. Но путь еще впереди большой.

Что предлагается?

Оказывать государственные и муниципальные услуги  на конкурсной основе.  И для этого органы власти формируют государственный (муниципальный) социальный заказ. Объем этого заказа определяется потребностями граждан и наличием средств в бюджете. Все очень просто. Предположим, экономические реформаторы решат, что потребности в театре у каждого гражданина нашей страны — это два или три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете и все — социальный заказ легко просчитан.

Но это только начало, дальше вообще начинается фантасмагория.   Сформировав социальный заказ, наши великие реформаторы объявляют конкурс, в результате которого отбираются исполнители этого заказа, и это может  быть кто угодно, видимо, критерий в отборе будет один — кто меньше попросит денег, а художественный уровень предлагаемых услуг вряд ли кого-то будет  волновать. Я не буду долго вам рассказывать про все нелепости, которые нам предлагаются, мои знающие коллеги лучше меня прокомментируют этот   закон.

Единственно, что хочу сказать. У меня нет сомнений: конечной целью идеологов бюджетной и административной реформы является ликвидация бюджетных и автономных учреждений как основы бюджетной сети.

 Кажется, что такой столь изощренный метод уничтожения не только культуры, но и  образования, медицины, а значит и всей страны. И все это делают не внешние враги, а наши соотечественники.

 Я бесконечно говорю о том, что нельзя потребность в приобщении к культуре, как потребность в образовании, научной деятельности нельзя называть услугой.  Это и является главным пунктом непримиримых разногласий культуры и финансово-экономического блока. 

Культура – не сфера услуг. Более того, культура – не часть «социальной сферы».  

Мы считаем следующее:

1. Необходимо полностью исключить культуру из текста законопроекта.

2. Параллельно приступить к разработке нового законодательства о культуре,  которое должно ввести в гражданское законодательство особый организационно-правовой статус для государственных и муниципальных организаций культуры.

У нас, к сожалению, нет единой культурной политики. Сегодня она почти не осуществляется. Я считаю, что закон о культуре должен стать главным этапом в реализации Основ государственной культурной политики. Сейчас государственная политика в области культуры заменена государственной поддержкой культуры, что далеко не одно и то же.

Новое законодательство о культуре должно зафиксировать в гражданском законодательстве следующее:

-статус культуры и всей гуманитарной сферы, как самостоятельного направления внутренней политики;

-особый организационно-правовой статус организаций культуры и искусства, не связанный с оказанием услуг;

-специфические для каждого вида культурной деятельности формы государственной поддержки;

-гибкую  систему государственного контроля и надзора в сфере культуры.

Повторюсь, Решение нашего форума важно как никогда. Нам нужно, чтобы громко прозвучал голос театрального сообщества и чтобы он был услышан. Я очень надеюсь на это. Здесь с нами и представители власти, и журналисты. Обращаюсь и к ним: нужен новый закон о культуре, и медлить нельзя, это насущная необходимость, требование времени. Мы можем потерять отечественную культуру, и это уже не просто досужие разговоры, это реальное положение дел.

И последнее, о чем я хочу сказать, о чем нельзя не сказать, коль мы здесь собрались в таком составе. Я о судебном процессе над нашими коллегами. Еще раз хочу сказать. Не политизируйте ни в коем случае. И это провокационное письмо, которое написал драматург Вырыпаев, вызывает у меня просто гнев. Он не понимает, что он написал, к чему призвал людей, которые живут в этой стране, отвечают за эту страну. Это не политический, это судебный процесс. Дождемся решения по делу, тогда станет многое ясно. И я считаю, что призывать к публичным акциям нельзя. Это только осложнит ситуацию.

Вот и все, что я хотел сказать. Мы начинаем работу, очень прошу высказываться всех. Надо говорить о насущных проблемах, о том, что болит. И мы собрались именно для этого — услышать друг друга, понять и помочь, если это в наших силах. Ведь ситуация достаточно острая.  Я желаю всем удачи.

 

Сюжет телеканала "Культура" с предпремьерного показа спектакля "Любовная досада".

Предлагаем вашему вниманию сюжет телеканала "Культура" с предпремьерного показа спектакля "Любовная досада" по пьесе Жана-Батиста Мольера в постановке Григория Дитятковского.

#Et Cetera
#Пресса
#Интервью
#Новости

Поздравление Александра Калягина с Международным днем театра.

Александр Калягин поздравил зрителей с Международным днем театра.

#Et Cetera
#Прямая речь
#Новости

Александр Калягин о трагедии в "Крокус Сити Холле" и отмене показов премьерного спектакля в театре "Et Cetera".

ТАСС: Александр Калягин о трагедии в "Крокус Сити Холле" и отмене показов премьерного спектакля "Любовная досада" в театре "Et Cetera".

#Et Cetera
#Пресса
#Интервью
#Прямая речь
#Новости