Прежде всего, скажу, что я не хотел публиковать свое выступление. Оно достаточно острое и может лишний раз задеть чье-то самолюбие. Наша задача состояла не в организации скандала, а в переводе работы по подготовке Года театра в конструктивное русло. Эта задача сегодня решена очень конкретными и конструктивными решениями Председателя Оргкомитета по проведению в 2019 году в Российской Федерации Года театра О.Ю.Голодец. Со вчерашнего дня совместная (подчеркну еще раз – совместная!) работа аппарата Правительства РФ, Минкультуры РФ и СТД РФ над проектом Плана основных мероприятий Года театра резко активизировалась и идет полным ходом. Можно только сожалеть, что в таком формате она не была организована раньше. А проходившие встречи сводились к уверениям представителей Минкультуры, что все наши предложения "утоплены" где-то внутри того Плана, который Министерство делает, но в итоговом варианте никак не решается показать. И только после интервью ответственного секретаря Оргкомитета Андрея Малышева РБК я вынужден текст своего выступления придать огласке.
Об уходе Андрея Малышева из Министерства (который он в своем интервью обуславливает несогласием с СТД РФ (?) а также о вбрасывании в публичное пространство тем, которые прямо не относятся к вопросам Года театра, можно только сожалеть. Несмотря на очевидно проваленную подготовку первого заседания Оргкомитета Года театра, его работа в Минкультуры России, на мой взгляд, была достаточно профессиональной. Я еще раз искренне сожалею, что он ушел, тем более, что у нас ним всегда были хорошие отношения. А не ошибается только тот, кто ничего не делает.
В то же время полагаю, что ряд тезисов интервью Андрея требует комментариев. О том, как мы обсуждали проект плана, я уже сказал. Отмечу только, что проект плана для обсуждения на заседании все члены Оргкомитета получили только вечером (после 18 часов) за день до заседания. А я – непосредственно перед заседанием, за несколько минут до его начала.
Интересен тезис об отсутствии поддержки СТД так называемых реформаторских инициатив Минкультуры в частности о необходимости ротации «возрастного руководства театров». И о такой инициативе, и о том, каково ее содержание, слышу впервые. Видимо у Минкультуры есть какая-то сформулированная концепция, но она носит тайный характер.
По поводу совмещения функций худрука и директора Минкультуры обращалось к СТД в начале этого года. На что я направил Министру подробную нашу позицию, цитирую суть:
«Что я предлагаю? Я предлагаю рассмотреть на одном из заседаний Совета по театральному искусству сложившуюся систему управления театрами и подготовить наши совместные (Минкультуры и СТД РФ) рекомендации по расширению практики управления театром на основе разделения сфер ведения художественным руководителем и директором театра.
При этом я убежден, что ключевые позиции, связанные с определением художественных направлений деятельности и стратегическим планированием должны оставаться в ведении художественного руководителя. С тем, чтобы повысить роль художественного руководителя в управлении театром, можно было бы предусмотреть в уставе театра, что назначение и увольнение директора театра (в случае разделения сфер ведения и ответственности) производится учредителем по представлению художественного руководителя театра. Если Совет по театральному искусству мои предложения поддержит, мы могли бы совместно с Министерством разработать типовые (примерные) образцы устава и контрактов и разослать их в качестве рекомендаций учредителям региональных и муниципальных театров».
Где же здесь «торможение реформ», как пишет Андрей Малышев?
И это только один пример введения общественности в заблуждение. И чтобы снять появляющиеся в публичном пространстве «враки», я принял решение опубликовать полный текст своего выступления на заседании Оргкомитета Года театра. Читайте.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выступление А.А.Калягина на заседании Оргкомитета Года театра
25 сентября 2018 года
Уважаемая Ольга Юрьевна, уважаемый Владимир Ростиславович, уважаемые коллеги!
Прежде всего, скажу, что Год театра это не совсем обычный тематический год по культурной тематике. Впервые его инициатором стала общественная организация. И это не может не накладывать на него своих особенностей. Мы более десяти лет предлагали провести Год Театра. И вот, наконец, мы стоим на пороге этого события, события для нас отнюдь не рядового.
Мы хотели бы сделать этот Год максимально ярким для страны, с надолго запоминающимися событиями, проводимыми в течение года во всех регионах. Это должен быть Год:
1. когда все театры страны смогут показать лучшие из своих работ;
2. когда печатные СМИ, телевидение, радио, интернет сделают участниками Года всю страну, рассказывая о его событиях и комментируя их;
3. когда театры из театральных столиц придут в провинцию, а театры провинции смогут показать себя в столицах;
4. когда появятся театральные поезда, а может быть и самолеты, доставляющие зрителей из глубин России на театральные действа ведущих театров страны;
5. когда к театральному празднику подключатся школы и вузы, дети и взрослые, пенсионеры и ветераны;
6. когда возможности театров будут поддержаны коллегами из других видов искусств, а также наукой, образованием и, конечно, бизнесом.
Уверен, что именно так мы сможем сделать Год театра незабываемым праздником для всех.
Уверен, что именно так театр станет источником социального оптимизма для всей страны.
Целью Года театра, как отмечено в Указе Президента, является развитие театрального искусства. И это очень важно отметить. Не только демонстрация достижений, не только праздник для зрителя, а прежде всего развитие театра. Это означает, что в Программе Года должны решаться задачи, выходящие по своей значимости далеко за пределы одного года. И, прежде всего, такой задачей мы видим подготовку Стратегии развития театрального дела до 2030 года, которая должна заменить действующую последний год Концепцию долгосрочного развития театрального дела.
А теперь, что на самом деле? Здесь все гораздо прозаичнее и, к сожалению, печальнее. Скажу сразу - то как сейчас идёт работа по подготовке Года театра, сводит его к пресному, рутинному, формальному событию, порождая лишь разочарование и недоумение в театральной среде и вызывая массу вопросов. А этого допустить никак нельзя!
Вот я хотел бы понять представленный проект Плана - он для чего? Очевидно, что для работы он не пригоден, так как кроме общих формулировок понять из него ничего невозможно. Не ясно, что кроется за крайне расплывчатыми пунктами, какими ресурсами они обеспеченны. Как публичный документ – этот план тоже чрезвычайно слаб и демонстрирует скорее пренебрежение, своеобразную бюрократическую насмешку над предстоящим Годом театра, чем желание заниматься этим всерьез.
Я уже отмечал, что центральное место в Год театра должно быть уделено регионам. В столицах событий и без того хватает и надо бы ими поделиться со страной. Потому считаю, что План должен стимулировать региональные власти на серьезность Года театра, а не демонстрировать, как сейчас, его формальность. Всем должно быть понятно, что Год театра - это не серия проходных мероприятий.
И если, уважаемая Ольга Юрьевна, Вы проведете специальное селекторное совещание с главами регионов по вопросам поддержки Года театра, то это было бы очень важно. И если Вы позволите, я хотел бы участвовать в этом вместе с Вами.
Еще хочу сказать вот о чем. Крайнее удивление вызывает появление проекта Плана у членов Оргкомитета в самый последний момент, когда его ни изучить, ни проанализировать уже невозможно. И получается, что мы здесь собрались, чтобы поставить очередную галочку, для отчета по поручению Президента и ввести его тем самым в заблуждение, что подготовка к Году театра идет правильно? Но это, во-первых - не так, а во-вторых - стоило ли для этого собирать столь представительную публику, причем далеко не только столичную, стоило ли шлифовать состав Оргкомитета несколько месяцев, чтобы затем формально собрать и что-то там утвердить?
Мы еще в мае этого года создали Рабочую группу СТД по организации Года театра, которая собиралась три раза и подготовила наши предложения в План мероприятий, которые мы в Минкультуры отправили. Причем в первых вариантах плана был специальный пункт «Мероприятия по плану СТД РФ», который потом исчез. И я не понимаю теперь: наши предложения, которые мы трижды обсуждали, входят в План? Как входят, что входит, в какие пункты и в каких объемах? Ничего не ясно!
Я, например, совершенно не понимаю, как мы будем готовить Стратегию развития театрального дела, которая в поручении Президента РФ обозначена среди четырех основных направлений деятельности в Год Театра. Как мы будем осуществлять исследовательскую программу, которая должна показать состояние театрального дела, выявить ключевые проблемы и ожидания зрителей. Как будем собирать материал, чтобы исправить недостатки действующей Концепции. В предложенном плане этот пункт вообще отсутствует. И я подчеркиваю, что это поручение Президента.
Отдельно хочу остановиться на некоторых несуразностях, которые неожиданно проявились при подготовке Плана мероприятий. Мы вдруг обнаружили в предварительных вариантах Плана некую новую - сначала Национальную, а потом превратившуюся в государственную - театральную премию. Прежде всего, нас сильно удивило то, как это решение проводится, вернее даже проталкивается. Без каких-либо согласований и обсуждений, без малейшего раскрытия деталей. Вообще у меня подозрения: то ли это подарок, то ли троянский конь. Ведь это системообразующее решение, которое без обсуждения с СТД и театральным сообществом принимать никак нельзя.
Поэтому мы по-разному и на разных уровнях попытались объяснять, что любые попытки создания альтернативы Национальной театральной премии «Золотая Маска» не просто неконструктивны, но и разрушительны. Причем не для Маски, которой в 2019 году будет 25 лет и она никуда не денется, так как уже имеет очень серьезный авторитет как внутри страны, так и за рубежом, но театральное сообщество новая премия может просто расколоть. Национальная премия – это, прежде всего, инструмент художественной, качественной оценки, которую должно давать театральное сообщество, а вовсе не чиновники. Именно такая позиция зафиксирована в Основах государственной культурной политики: государство делегирует «часть функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям».
Поэтому какими бы благими намерениями ни руководствовались авторы этой идеи, такие серьезные решения категорически не должны приниматься без участия СТД.И мы будем против включения в План мероприятий новой премии в любом виде, даже самом безобидном, по крайней мере, до тех пор, пока не проведем детального анализа ее влияния на театральное дело.
Возможно, кому-то покажутся резкими мои замечания, но Год театра – это не моя прихоть, не желание понравиться театралам. Год театра это долгосрочный заряд социального оптимизма для всей страны.
Дорогое мои, я всю жизнь в театре и весь мой опыт подсказывает, что Год театра сегодня очень нужен нашей стране, которая в сложнейших внешних условиях, при непростой обстановке внутри, повторюсь, просто требует прививки социального оптимизма. Для каждого россиянина сейчас очень важно почувствовать позитивный, созидательный настрой власти, отвлечься от окружающего негатива. Причем особенно важно это для регионов. А театры и люди театра, если перед ними так сформулировать задачу и их сегодняшнюю миссию и когда им будут помогать региональные власти, способны организовать яркий и продолжительный праздник для всей страны. Именно в этом мы видим политическую значимость Года театра. Именно поэтому я обратился к Владимиру Владимировичу с таким предложением и получил его поддержку.
А раз получил поддержку, то считаю себя ответственным за то, как мы с вами к этому событию подготовимся. Уверен, что Год театра как никогда нужен гражданам страны, нужен и лично Президенту, и я считаю для себя важнейшей задачей всячески ему в этом помогать. Поэтому, дорогое мои, призываю вас всех к конструктивной созидательной работе. Работе не для галочки, а для своей страны.
А теперь конкретные предложения:
1. Предлагаю проект Плана мероприятий в представленном виде не утверждать. Для его доработки создать из числа членов Оргкомитета специальную Рабочую группу. Установить срок доработки – две недели. Предложить заинтересованным организациям прислать свои предложения в течение недели. Утверждение Плана можно провести в рабочем порядке посредством письменного опроса членов Оргкомитета.
2. От имени Оргкомитета обратиться к губернаторам, к политическим партиям, к ведущим объединениям бизнеса, к банкам, государственным и частным фондам, а также другим организациям с предложением поддержать своими проектами и ресурсами мероприятия Года театра.
3. Просить Председателя Оргкомитета Года театра Ольгу Юрьевну Голодец провести специальное селекторное совещание с руководителями субъектов Российской Федерации о необходимости поддержки Года театра в своих регионах.
И я лично готов в таком совещании принять участие.
Спасибо!
20 ноября юбилейный День рождения отмечает народный артист РФ, театральный режиссер, педагог Борис Морозов.
#Et Cetera
#Новости
Сценограф, художник София Кобозева представила руководству "Et Cetera" эскизы костюмов спектакля "Старосветские помещики".
#Et Cetera
#Новости
9 декабря в театре "Et Cetera" состоится арт-проект "ГОРОД КАЛЯГИНСК".
#Et Cetera
#Новости