Александр Александрович Калягин
Родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области. Отец – Калягин Александр Георгиевич (1895–1942). Мать – Зайдеман Юлия Мироновна (1901- 1972). Женат вторым браком, супруга – Глушенко Евгения Константиновна, народная артистка России. Дочь (от первого брака) – Ксения. Живет и работает в США. Сын (от второго брака) – Денис. Закончил в США престижную частную школу «Джордж-скул», затем колледж «Сент-Джон», сейчас живет и работает в Москве.
Александр Калягин родился в эвакуации в маленьком городке, где прожил меньше года, но в г. Мамлыж он продолжает приезжать до сих пор, здесь похоронен его отец. А еще Александр Александрович частый гость Вятскополянской детской школы театрального искусства, которая носит его имя. Он не только представительствует на ее юбилеях и праздниках, но еще из своих личных средств выплачивает стипендию наиболее талантливым ребятам. В 2014 году Александру Калягину было присвоено звание Почетного гражданина Кировской области. Детство Калягина прошло в Москве в доме №7 Малого Харитоньевского переулка. Здесь с мамой они жили в 11-ти метровой комнате в коммунальной квартире. Рядом в переулке Стопани находился Дом пионеров, куда школьником бегал он заниматься в детской студии художественного чтения. Неподалеку располагалась Тургеневская библиотека, сюда Саша заглядывал не только читать книжки, но и смотреть телевизор, в доме телевизора не было. Было еще одно любимое место – булочная, где продавались самые вкусные калорийные булочки. И когда через много лет на Тургеневской площади будет построен театр «Et Cetera», уникальное по красоте сооружение, в котором реализованы во многом идеи самого Александра Калягина, он признается: «Это чудо! В моем родном городе, на улице, где я бегал мальчишкой, стоит роскошный театр, похожий на волшебный замок, воплотившаяся мечта моего детства». ( Фото: Александру Калягину 3 года)
Александр Калягин был единственным и поздним ребенком в семье. Его отец, декан исторического факультета, умер вскоре после рождения сына, успев лишь дать ему имя. Мама, преподаватель французского (всего она владела пятью языками), после смерти мужа одна поднимала свое единственное чадо. Неудивительно, что все пожелания, все капризы маленького Саши всегда выполнялись.
Уже с 5 лет Калягин мечтал стать артистом. Из его воспоминаний: «С младенчества меня окружала только женская аура, я был обволакиваем любовью и нежностью. Как мальчик я это чувствовал и сразу садился на голову. А сев, проявлял свой настырный характер. И это при всем при том, что я человек не нахальный, но ленивый. Видно, я рано понял, что кривляние и ничегонеделание - моя стихия. Родные любили меня просто безмерно и были в восхищении от всех моих выступлений. «Очень, очень талантливый мальчик», - говорили они мне. Меня это вдохновляло и раскрепощало. Хотя они и не просили меня: «Аличек, встань на табуреточку и что-нибудь прочитай». Им нравилось, когда я изображал кого-то. Тогда мне казалось, что работа актера — легкая…»
Когда семилетнему Саше захотелось иметь домашний театр, мама привела столяра, который «по указаниям» юного режиссера сделал настоящий маленький театрик – с кулисами, порталом и сценой. Кулис было несколько, разного цвета, и их можно было развешивать в соответствии с «художественным замыслом». Саша приглашал детей-соседей по коммунальной квартире, и представление начиналось. Мамино ожерелье превращалось в змею, флакончик духов – во дворец, вырезанные из бумаги человечки – в героев. Сходу придумывался сюжет — смешной или страшный. Юный автор сам комментировал происходящее на сцене. Когда через много лет Александр Калягин увидит настоящий театральный макет, у него возникнет ощущение чего-то давно пережитого, словно он снова вернется в свое детство.
Чарли Чаплин и Аркадий Исаакович Райкин стали его кумирами еще в детстве. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». До сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как «охранную грамоту». Свое поклонение великому артисту он сохранил на всю жизнь, как и восторг перед гением Чаплина, в которого он влюбился в 7 лет, увидев по телевизору — сегодня в его кабинете художественного руководителя театра «Et Cetera» висит портрет Чарли Чаплина. Школьником Саша читал стихи во Дворце пионеров, был одним из тех хорошо знакомых по старым временам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравляли взрослых дядей и теть на торжественных собраниях. Когда стал постарше – начал выступать с чтением серьезной литературы, это было уже в народном театре чтеца Дома культуры медработников. До сих пор с благодарностью Александр Александрович вспоминает Нину Адамовну Буйван, которая учила его искусству художественного чтения, когда он был студентом медучилища, а затем фельдшером Скорой помощи. (Фото: 1956 год, Александр Калягин – ученик седьмого класса)
Мама сына обожала. Порой Саше даже хотелось вырваться, убежать от опеки, ощутить себя независимым. На этой почве возникало немало конфликтов. Проблемы были и в школе, где царила муштра (так, во всяком случае, казалось будущему актеру). Математика и физика давались Александру с трудом, немецкий он просто ненавидел. Хорошо он учился и любил только литературу и географию. Неудачи переживал очень тяжело. Если получал двойку – уходил с уроков, и мама вечером забирала из школы его портфель. До 4-го класса он учился только с мальчиками; позднее, когда школы объединили и в классе появились девочки, внутренние конфликты стали еще острее. Учиться Саше было невмоготу , школу он ненавидел, и мама решила, что мальчику лучше уйти из школы, сменить обстановку и получить среднее специальное образование.
Несмотря на желание Александра стать актером, на домашнем совете мама и тетушки постановили: надо получить «нормальную» профессию. И Александр поступил в медучилище №14. Окончил его в 1959 году, после чего устроился работать фельдшером «Скорой помощи». Так прошло два непростых года, за которые Калягин узнал, что такое изнанка жизни. После чего он все-таки решил осуществить свою детскую мечту… Обучиться актерскому делу он намеревался исключительно в Щукинском училище. Подал документы, прошел первый тур. Но тут его попросили принести медицинскую справку о состоянии связок. Голос у него был, как говорится, «с песочком» – результат старательных подражаний Аркадию Райкину. Медицинской комиссии он испугался и на следующие туры не пошел. После медучилища по логике надо было поступать в медицинский институт, но мудрая мама поняла, что сына не сломать, тем более, что преподаватель народного театра чтеца Н.А. Буйван, с кем она решила посоветоваться, уверила, что Саше надо идти в артисты. Тогда Юлия Мироновна сделала фантастическую вещь: она нашла свою бывшую ученицу, у которой мама была завкафедрой марксизма и ленинизма в Щукинском училище. Через нее была устроено прослушивание, на котором присутствовал сам Борис Евгеньевич Захава. Он послушал Калягина, остался доволен, но посоветовал к экзамену подготовить другую басню и написал записку: прийти на третий тур. В 1962 году Калягин поступил в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. (Фото: 1957 год. Художественная самодеятельность)
(Фото: Александр Калягин, Евгения Глушенко, Ксения и Денис) В Щукинском училище Александр Калягин встретил свою первую любовь. Талантливая актриса и настоящая красавица Татьяна Корунова приехала из Свердловска, где проучилась до третьего курса в университете на физмате. Ее в Щукинское училище приняли безо всяких отборочных туров. О романе Александра и Татьяны никто не знал. Поженились они на втором курсе тайно, просто расписались в ЗАГСе. Татьяна Корунова трагически рано ушла из жизни, скоро не стало и Юлии Мироновны, Александр Калягин остался с маленькой дочкой на руках. Со второй супругой, актрисой Евгенией Глушенко, Александр Калягин познакомился на съемках картины «Неоконченная пьеса для механического пианино» Вскоре они поженились и с тех пор живут вместе.... Есть две святые для Александра Калягина зоны, куда не вхож никто. Это его творческая лаборатория и его семья. Он гордится своими детьми Ксенией и Денисом, а теперь и внуком Матвеем, который играет на виолончели, занимается футболом и посещает сразу две школы: русскую и английскую. Недавно в семье Ксении появилась дочка Анечка.
Калягин не любит давать интервью, выступать на телевидении. Его раздражают нацеленные камеры, вспышки фотоаппаратов. Публичный человек не любит публичности – такое сегодня тоже бывает. Над коллегами, которые позволяют вести репортажи из собственных спален, посмеивается. Не осуждает, только посмеивается. Заповеди: «Не судите, не судимы будете» сам следует, но в его жизни это ничего не меняет – его судят за все: за успех и провал, за признание и награды, за выстроенный театр и должности, за дорогую машину и хороший дом и еще за очень многое. Он раздражает, нет, не своим везением, есть и более удачливые, а раздражает тем, что ускользает от прямых определений. Его любят, не понимая за что, и ненавидят, не вникая, есть ли на то причины. Даже из любого амплуа он вываливается: не трагик, и не комик, существует где-то на границе, в той пограничной зоне, куда мало кто рискнет сунуться. Кажется, что элемент игры есть во всем, что делает Александр Калягин. Как истинный мхатовец (а МХАТу отдано почти 30 лет жизни) он действует четко в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, и всегда живет «по правде». Но, будучи еще и истинным вахтанговцем, он всегда чуть-чуть иронизирует над этой «правдой», и, прежде всего, иронизирует над самим собой. Самоирония – это его защита. Людей без юмора не воспринимает, льстивые речи прерывает сразу: «это у гроба…». Помогает многим, но никогда не афишируя и не ожидая благодарности. Но на несправедливые выпады против себя, своего театра «Et Cetera» или Союза театральных деятелей России, Председателем которого он является, реагирует бурно, тут все дипломатические хитрости отметаются, отвечает резко, без соблюдения политеса. Очень вспыльчив и очень отходчив. При всей внешней открытости, демократичности в общении - живые интонации, анекдоты, громкий смех, - он человек закрытый, не допускающий в свой мир. Одна из многих тысяч статей о нем называется «Планета Калягин», и это очень точно его характеризует. Планета Калягин - о которой известно так много и так мало. То, что известно, вы найдете на страницах этого сайта. Добро пожаловать!