Театр

Роли в театре

Таганка

В 1965 году, окончив театральное училище им. Б.Щукина, Калягин стал актером Театра драмы и комедии на Таганке. Несмотря на то, что на этой сцене Калягину удалось сыграть несколько достойных ролей (в том числе Галилея в спектакле по одноименной пьесе Б. Брехта, в спектакле «Только телеграммы» В.Осипова и др.), он чувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова. И вскоре, в 1967 году, он неожиданно уходит из сверхпопулярной «Таганки»  вместе со своей женой.

Театр имени М.Н. Ермоловой

Калягин ушел в Театр имени М.Н. Ермоловой, билеты в который в то время продавались почти исключительно «в нагрузку». Решительный шаг принес победу: именно в этом театре Александр Калягин сыграл Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя – роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры. После нее А. Роом приглашает его на роль Никона Букеева в фильме «Преждевременный человек» (по М. Горькому). За три года работы в Ермоловском театре им было сыграно несколько интересных ролей, среди них: Джим в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса , Ислаев в «Месяц в деревне» И.С. Тургенева и др. Именно в это время появились первые рецензии и даже творческие портреты Александра Калягина, причем в центральных изданиях: газете «Правда», в журнале «Театр» и т.д, в которых именитые критики отмечали талант молодого артиста  -  такой чести удостаивались немногие.   На фото: Александр Калягин в роли Джима в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса

МХАТ

В 1970 году Олег Ефремов пригласил Александра Калягина в «Современник», а год спустя он оказался во МХАТе им. Горького, куда ушел вместе с Ефремовым, возглавившим прославленный театр.

Калягин принял это приглашение с радостью, и не только потому, что Московский Художественный считался «первой сценой страны», но и потому, что  лидером театра стал Ефремов — истинный строитель, миссионер и реформатор театра, личность уникальная, огромной творческой и человеческой мощи, спустя годы Калягин назовет его своим Учителем.  Александр Александрович  проработал во МХАТе почти 30 лет. За это время им были созданы замечательные сценические образы, среди которых Тригорин («Чайка» А.П. Чехова, режиссер О. Ефремов), Полуорлов («Старый новый год» М. Рощина, режиссер О. Ефремов), Фроловский («Заседание парткома» А. Гельмана, режиссер О. Ефремов), Симон («Тамада» А. Галина, режиссер К. Гинкас) и др. ( На фото Александр Калягин в роли Лени Шиндина в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся»)

Особое место в мхатовской биографии А. Калягина занимают две постановки О. Ефремова. Это спектакли «Мы, нижеподписавшиеся» (по пьесе А. Гельмана), где он сыграл трагикомическую роль  Лени Шиндина, и «Так победим!» (пьеса М. Шатрова), где он воплотил на сцене образ В.И. Ленина.

Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся» стал событием Москвы и театральной, и общественной, заметным явлением культурной жизни страны. Через несколько лет с благословения Олега Ефремова Калягин осуществил самостоятельную постановку этой пьесы в Анкаре, которая была удостоена высшей театральной награды Турции – премии имени Анни Диллигиля.

Работая над образом Ленина в спектакле «Так победим!», А.Калягин и О.Ефремов меньше всего руководствовались конъюнктурными соображениями. Калягину пришлось прочесть множество самых разных книг, большое количество самиздатской литературы. В работе над ролью особенно помогла книга Александра Солженицына «Ленин в Цюрихе».  Калягин стал осваивать глыбы политического текста, доселе ему незнакомого. Постепенно выстраивался образ Ленина, далекого от всех принятых стереотипов, существовавших десятилетиями в советском искусстве. Ленин Калягина был человеком, оказавшимся в трагическом одиночестве, подмятым и раздавленным собственной идеей. Он играл человека, который понимал, что умирает, и который перед смертью, словно в мгновенной вспышке света увидел свою жизнь. Из 85 страниц текста пьесы, 80 — эта роль Ленина. И как бы это парадоксально не звучало, «Так победим», будучи постановочным спектаклем густонаселенным артистами с огромной массовкой, по сути был моноспектаклем Александра Калягина. За эту работу Александр Калягин был удостоен Государственной премии СССР в 1983 году. В том же году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. (На фото: Александр Калягин в роли Ленина, спектакль «Так победим!»).

Анатолия Васильевича  Эфроса и по сей день Калягин считает театральным  Богом. Мечта поработать с одним из самых талантливых  режиссеров российского театра появилась у него еще в студенческие годы, когда он ходил на открытые репетиции Эфроса в Центральный детский театр. И позднее Калягин время от времени ловил себя на мысли попытать счастья и показаться Эфросу.

Первая встреча состоялась неожиданно, когда Анатолий Эфрос пригласил его на роль Гамлета в телеверсии пьесы Шекспира. Работу, к сожалению, не удалось завершить, но  через несколько лет во МХАТе Калягин  сыграет  в спектаклях Анатолия Васильевича две свои  блистательные роли: это Оргон в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера и Федя Протасов в «Живом трупе» Л.Н. Толстого.

Александр Калягин через много лет признается: «Гамлета я так и не сыграл. Но вот сейчас об этом даже не жалею. Наверное, так и надо было: не сыграть эту роль, а испытать счастье тех репетиций. А репетиции с Эфросом для меня было именно счастьем. Бывает, что мужчина встречает женщину и говорит: я вас ждал всю жизнь! Так у меня было с Эфросом. В моем отношении к нему была влюбленность, я бы сказал больше, влюбленность раба, готового исполнить любое требование». (На фото: Александр Калягин в роли Оргона, «Тартюф»).

В последние годы своего пребывания во МХАТе А. Калягин сыграл еще несколько заметных ролей, но в 1991 году его покинул, почувствовав, по его собственному выражению, «надвигающийся кризис» театра. В 1992 году в первой советской антрепризе «АРТель АРТистов» Сергея Юрского великолепно сыграл Утешительного в «Игроках – XXI» по Н.В. Гоголю – спектакле, всколыхнувшем сонную театральную жизнь Москвы того периода. В 1997 году после долгого перерыва Калягин во МХАТе сыграл Кочкарева  в спектакле Романа Козака «Женитьба» Н.В. Гоголя.

А.А.Калягин заявил о себе как театральный режиссер в постановках: «Чехов. Акт III» в театре «Пантер» (Париж, Франция) и «Ревизор» Н.Гоголя в театре «Элдред» (Кливленд, США), спектакль «Мы, нижеподписавшиеся», поставленный им в Анкаре, был удостоен высшей театральной награды Турции – премии им. Анни Диллигиля.

«Еt Сetera»

В 1992 году Александр Калягин создал свой театр «Еt Сetera», актерский костяк которого составили студенты его мастерской из Школы-студии МХАТа. Сегодня это один из лучших и популярных московских театров, завоевавший любовь зрителей и интерес профессионалов. Театр много гастролирует, участвует в международных и российских театральных фестивалях. Открывать новые пьесы, имена драматургов, приглашать талантливых режиссеров – таков принцип художественного руководителя, который и сам выступает в качестве постановщика: «Навсегда-навсегда» К.Драгунской, «Лекарь поневоле» Ж.Б.Мольера, «Лица» А.П.Чехова, «Подавлять и возбуждать» М.Курочкина. В 2005 году Правительством Москвы театру было выстроено уникальное новое здание на Тургеневской площади. (На фото: Александр Калягин в роли Папаши Убю, «Король Убю» А.Жарри).

А.А. Калягин активно занят в репертуаре. Он играет «Лица» по рассказам Чехова, Шейлока («Венецианский купец» У.Шекспира) и Крэппа («Последняя запись Крэппа» С. Беккета, премия «Гвоздь сезона») в спектаклях Роберта Стуруа, Папашу Убю в спектакле «Король Убю» (национальная премия «Золотая Маска») в постановке Александра Морфова, исповедальную роль Хорошего артиста в спектакле «Подавлять и возбуждать». В 2010 году Калягин сыграл пожалуй одну из самых сложных, философских ролей мирового репертуара - Просперо в шекспировской «Буре» в постановке Роберта Стуруа.

Александр Калягин о театре «Еt Сetera»

Роли

Ревизор.Версия (Хлестаков, Et Cetera, 2018, текущий репертуар)

Ничего себе местечко для кормления собак (Гарбо, Et Cetera, 2012)

Буря (Просперо, Et Cetera, 2010)

Подавлять и возбуждать (Хороший актер, постановка А.Калягина, Et Cetera, 2006)

Смерть Тарелкина (Капитан Полутатаринов, Максим Кузьмич Варравин, Et Cetera, 2005)

Последняя запись Крэппа (Крэпп, Et Cetera, 2002)

Король Убю (Убю, Et Cetera, 2001)

Шейлок (Шейлок, Et Cetera, 2000)

Лица (Чеховские герои, постановка А.Калягина, Et Cetera, 1998, текущий репертуар)

Дон Кихот (Дон Кихот, Старик, Et Cetera, 1999)

Навсегда-навсегда (Папа Сергея Крюксона. Режиссер - А.Калягин, Et Cetera - 1998)

Смуглая леди сонетов (Шекспир, Et Cetera,1998)

Женитьба (Кочкарев, МХАТ им. А.П. Чехова, 1997)

Лекарь поневоле (Режиссер-постановщик, музыкальное оформление, Et Cetera, 1996)

Руководство для желающих жениться (Вдовец, Et Cetera, 1994)

Игроки-XXI (Утешительный, АРТель АРТистов, 1992)

Трагики и комедианты (Чугуев, МХАТ им.А. П. Чехова, 1991)

Перламутровая Зинаида (Табак, МХАТ им. А. П. Чехова, 1987)

Тамада (Симон, МХАТ им. М.Горького, 1986)

Живой труп ( Федор Протасов, МХАТ им. М.Горького, 1982)

Так победим! (Владимир Ленин, МХАТ им.М.Горького, 1981)

Тартюф (Оргон, МХАТ им.М.Горького, 1981)

Чайка (Борис Тригорин, МХАТ им. М.Горького, 1980)

Кино (Сердахеи-Киш, МХАТ им.М.Горького, 1979)

Мы, нижеподписавшиеся (Леня Шиндин, МХАТ им. М.Горького, 1979)

Обратная связь (Толкач, МХАТ им. М.Горького, 1977)

Дачники (Шалимов, МХАТ им. М.Горького, 1977)

Муж и жена снимут комнату (Отец Алеши, МХАТ им.М.Горького, 1976)

Уходя, оглянись (Федор Иванович, МХАТ им.М.Горького, 1976)

Похожий на льва (Мурад, МХАТ им. М.Горького, 1974)

Старый Новый год (Петр Полуорлов, МХАТ им. М.Горького, 1973)

Сталевары (Мастер, МХАТ им. М.Горького, 1972)

Месть (Папкин, Московский драматический театр им.М.Ермоловой, 1969)

Месяц в деревне (Ислаев, Московский драматический театр им. М.Ермоловой, 1969)

Стеклянный зверинец (Джим О'Коннор, Московский драматический театр им. М.Ермоловой, 1968)

Записки сумасшедшего (Поприщин, Московский драматический театр им. М.Ермоловой, 1968)

Лейтенант Шмидт (Тюремный связник, Московский драматический театр им. М.Ермоловой, 1967)

Жизнь Галилея (Галилео Галилей, Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1966)

Только телеграммы (Губин, Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1966)

Десять дней, которые потрясли мир (Актер, Крестьянин, Солдат, Оратор, Министр, Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1965)

Дознание (Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1967)